Отражение претензий в бухгалтерском учете

Отражение претензий в бухгалтерском учете

 

К сожалению далеко не всегда контрагенты выполняют условия заключенные между ними в договоре. Бывают случаи когда:

  • Срываются сроки, которые были оговорены ранее;
  • Поставляется не тот материал или материалы не надлежащего качества;
  • Присутствует какая-либо арифметическая ошибка в документациях.

В таких случаях потерпевшая сторона может предъявить другой стороне претензию.

Претензия позволит организации урегулировать конфликт между компаниями, не обращаясь при этом в суд. Фирма, защищающая свои права, указывает организации, не выполнившей условия договора, на ее ошибки и неверные действия и требует устранить имеющиеся нарушения добровольно, без затратных судебных разбирательств.

Правильное оформление претензии

Претензия составляется в письменной форме, заверяется руководителем потерпевшей стороны.

Что должна содержать в себе претензия:

  • Название организации-предъявителя претензии, её почтовый адрес и реквизиты;
  • Название организации-ответчика, её почтовый адрес и реквизиты;
  • Изложение сути претензии и требования, которые нужно выполнить ответчику в соответствии с договором и законодательством;
  • Сумма причитающихся убытков, рассчитанная и обоснованная;
  • Указание неисполненных пунктов договора между сторонами;
  • Перечень подтверждающих документов, их реквизиты, а также заверенные копии.

Какие требования можно предъявить

В претензии можно предъявить одно или несколько требований. Например, это могут быть требования:

  • оплатить санкции за нарушение условий договора (ст. 329 ГК РФ);
  • возместить убытки. Например, связанные с вынужденной закупкой товара у другого поставщика по более высокой цене (ст. 393 ГК РФ);
  • вернуть оплаченный, но не отработанный аванс (ст. 453 ГК РФ);
  • оформить возврат или замену продукции (товара). Например, если он бракованный (ст. 475 ГК РФ);
  • устранить дефекты. Например, исправить качество ненадлежаще выполненных работ (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
  • снизить цену, то есть провести уценку объекта договора. Например, если был получен товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 475 ГК РФ).

Бухгалтерский учет сумм претензий

Для того чтобы отразить претензию на бухгалтерском балансе, нужно, чтобы соблюдалось одно из двух условий: вторая сторона признала претензию обоснованной; претензия не признана, но вместо нее есть судебное решение.

Для учета сумм претензий ПБУ рекомендует использовать субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям».


НАЗАД