К сожалению далеко не всегда контрагенты выполняют условия заключенные между ними в договоре. Бывают случаи когда:
- Срываются сроки, которые были оговорены ранее;
- Поставляется не тот материал или материалы не надлежащего качества;
- Присутствует какая-либо арифметическая ошибка в документациях.
В таких случаях потерпевшая сторона может предъявить другой стороне претензию.
Претензия позволит организации урегулировать конфликт между компаниями, не обращаясь при этом в суд. Фирма, защищающая свои права, указывает организации, не выполнившей условия договора, на ее ошибки и неверные действия и требует устранить имеющиеся нарушения добровольно, без затратных судебных разбирательств.
Правильное оформление претензии
Претензия составляется в письменной форме, заверяется руководителем потерпевшей стороны.
Что должна содержать в себе претензия:
- Название организации-предъявителя претензии, её почтовый адрес и реквизиты;
- Название организации-ответчика, её почтовый адрес и реквизиты;
- Изложение сути претензии и требования, которые нужно выполнить ответчику в соответствии с договором и законодательством;
- Сумма причитающихся убытков, рассчитанная и обоснованная;
- Указание неисполненных пунктов договора между сторонами;
- Перечень подтверждающих документов, их реквизиты, а также заверенные копии.
Какие требования можно предъявить
В претензии можно предъявить одно или несколько требований. Например, это могут быть требования:
- оплатить санкции за нарушение условий договора (ст. 329 ГК РФ);
- возместить убытки. Например, связанные с вынужденной закупкой товара у другого поставщика по более высокой цене (ст. 393 ГК РФ);
- вернуть оплаченный, но не отработанный аванс (ст. 453 ГК РФ);
- оформить возврат или замену продукции (товара). Например, если он бракованный (ст. 475 ГК РФ);
- устранить дефекты. Например, исправить качество ненадлежаще выполненных работ (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
- снизить цену, то есть провести уценку объекта договора. Например, если был получен товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 475 ГК РФ).
Бухгалтерский учет сумм претензий
Для того чтобы отразить претензию на бухгалтерском балансе, нужно, чтобы соблюдалось одно из двух условий: вторая сторона признала претензию обоснованной; претензия не признана, но вместо нее есть судебное решение.
Для учета сумм претензий ПБУ рекомендует использовать субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям».